Главное меню


Личный кабинет

Мини-чат

Облако тегов

Опрос

Вы крещены Духом Святым?
Всего ответов: 215

Статистика

Система Orphus


Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Пользователей: 0

Сегодня посетили:

Реклама

Христианский ТОП JCP.net.ua Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU

Поиск

Главная » Материалы » Проповеди » Проповеди и статьи

Как возникло почитание икон в православной церкви?

Откуда появились иконы?

Почитание икон уходит своими корнями в глубь веков. В одних церквях иконы являются обязательным атрибутом, а в других икон нет. Кто-то уповает на чудотворные иконы и верит в их заступничество, а кто-то считает любое обращение не к Богу, а к изображениям – идолопоклонством. Где же истина?
Давайте заглянем в историю появления икон, а также посмотрим, что же говорит Сам Бог об истинном поклонении и почитании.
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой” (Библия, Исход 20:4-5).
В первоапостольской Церкви не было икон и никаких изображений. Ученики Господа, которые видели Его воочию, не оставили никаких изображений Иисуса Христа, так как это было бы нарушением Первой заповеди. Более того, ни в одном из Евангелий нет описаний внешности Господа.
Во времена гонений на Церковь, которые начались в конце I века, христиане, собираясь тайно, начали обозначать места собраний символами агнца, лозы, рыбы, начертанием "альфа и омега” и пр. Во II веке н.э. для иллюстраций проповеди нашего Господа начали делать изображения того или другого библейского события. Постепенно произошел переход от символических рисунков к изображениям Христа и христиан, прославившихся мученической смертью и подвигами.
Первая икона была написана только в IV веке. Со временем иконы стали изготавливаться на отдельных досках или холстах и помещались уже и в жилищах. Несмотря на запрет "делать изображения” и "поклоняться им”, эта практика быстро распространилась.
Вскоре некоторым изображениям Христа и святых, а в особенности Девы Марии, начали приписывать совершение чудес и исцелений. Такие иконы (или статуи) торжественно объявлялись "чудотворными” и становились источником доходов.

Иконоборчество
Иконопоклонение распространилось в церкви. Тем не менее, многие священнослужители, невзирая на опасность, выступали с открытым протестом. Так, например, епископ Марсельский в конце VI века запретил любые изображения во всех ему подведомственных приходах.
Массовый отказ применять изображения и поклоняться им носит название "иконоборчества”. Еще задолго до выступления Марсельского епископа введение икон вызвало у многих священников энергичные протесты. Один из ранних церковных соборов в г. Эльвире в 306 году строго запретил поклонение иконам, видя в нём проникновение в церковь грубого язычества. Император Лев (727 г.), а затем в 754 г. 348 епископов собора в Иерии (предместье Константинополя) единогласно осудили и своими постановлениями запретили поклонение иконам. Однако 33 года спустя участники Вселенского собора 787 года приказали путем специального канона поклоняться иконам, без надлежащего объяснения, почему это необходимо. В соборе приняли участие монахи, основным заработком которых была иконопись. С того же времени поощряется и поклонение изображению креста.
Но на этом борьба не закончилась. Парижский собор (825 г.) вновь запретил иконопочитание. Спустя 17 лет (842 г.), по настоянию императрицы Византийской Феодоры, женщины развратной и безнравственной, поклонение иконам стало обязательным.
Тем не менее, борьба против поклонения иконам не прекращалась. Иконопочитание то запрещалось, то опять разрешалось и, наконец, в Х веке упрочилось окончательно.

VII Вселенский Собор
В 754 году был созван VII Вселенский Собор, где иконопочитание было осуждено. На нём присутствовали не менее 338 епископов. Вот его постановления:
"Итак, будучи твердо наставлены из богодухновенных Писаний и отцов, а также утвердив свои ноги на камне божественного служения духом, все мы, облеченные саном священства, во имя Святой Троицы пришли к одному убеждению и единогласно определяем, что всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христианских церквей. Она чужда им и заслуживает презрения.
...Никакой человек да не дерзает заниматься таким нечестивым и неблагоприличным делом. Если же кто-нибудь с этого времени дерзнет устроить икону, или поклоняться ей, или поставить ее в церкви или в собственном доме, или же скрывать ее – таковой, если это будет епископ, или пресвитер, или диакон, то да будет низложен, а если монах или мирянин, то будет предан анафеме, и да будет он виновен и пред царскими законами, так как он противник Божиих предписаний и враг отеческих догматов.
...Кто будет изображать Бога-Слово на том основании, что Он принял на Себя рабский образ, изображать вещественными красками, как бы Он был простой человек, и будет отделять Его от нераздельного с Ним Божества, вводя таким образом четверичность в Св. Троицу, тот – анафема.
Кто лики святых будет изображать вещественными красками на бездушных иконах, которые не приносят ровно никакой пользы, ибо эта мысль лжива и произошла от диавола, а не будет отображать на себе самом их добродетелей – этих живых икон, тот – анафема.
Анафема от Отца, и Сына, и Святого Духа, и святых вселенских соборов на того, кто не приемлет наш святый сей и Вселенский седьмый собор, но в каком-либо смысле отвергает его”.

Библия об иконопочитании
Всё Священное Писание осуждает поклонение иконам, указывая, что Бог невидимый. Бог "...обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может” (Библия, 1 Тимофею 6:15-16). Бога с такими качествами изобразить невозможно.
"Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину... Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой” (Библия, Второзаконие 4:15-23).
Для истинного поклонения Бог избрал единственный путь – путь веры. Вера же должна утверждаться не на видимом объекте, а на Слове Божьем.
Святое Писание запрещает поклоняться не только изображениям Божьих творений, но даже изображению Самого Творца, если бы даже человеку и удалось Его изобразить. Писание учит: "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине...”, "ибо таких поклонников Отец ищет Себе” (Евангелие от Иоанна 4:23-24). Бог – сущность духовная, и поклонение Богу должно быть духовным.
Все изображения, а также предметы и объекты ветхозаветного служения (ковчег, скиния, жертвенник и мн. др.) никогда не были объектами поклонения. Если что-то становилось объектом поклонения, оно считалось идолом. Пример тому – медный змей, сделанный Моисеем. Когда впоследствии медному змею стали поклоняться, царь Езекия "истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что... сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан... И прилепился он (Езекия) к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его” (Библия, 4 Царств 18:4-6).
В Священном Писании и у ранних отцов Церкви нет ни одного повеления или хотя бы намека на почитание и поклонение иконам. Есть только осуждение поклонению делу рук человеческих, которое является идолом, когда становится объектом служения и поклонения. Нарушение Второй заповеди искажает представление о Боге, приводит человека к хаосу.
"Называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку..., и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь” (Библия, Римлянам 1:22-25).

Отцы Церкви об иконопоклонении
Обычай почитания икон не был передан Апостолами и ранней Церковью. Вот лишь некоторые из высказываний Отцов Церкви:
Блаж. Августин (V в.), "Об истинной религии”:
"Итак, не будем служить твари больше, чем Творцу, и не будем погибать в собственных помышлениях: в этом и заключается совершенная религия. Пусть не будет для нас религией и почитание умерших людей; потому что если они жили благочестиво, то не следует о них думать так, чтобы они искали подобных почестей; напротив, они хотят, чтобы мы чтили Того, Кем просвещаемые, они радуются, если и мы делаемся участниками их заслуг...
Будем верить, что и самые высшие ангелы и превосходнейшие служители Божии желают, чтобы мы чтили с ними единого Бога, от созерцания Которого они блаженны. Ибо и мы блаженны не от созерцания ангелов, а от созерцания той истины, благодаря которой любим самих ангелов и сорадуемся с ними... Мы не строим им храмов, потому что они не желают от нас такого почитания, зная, что и сами мы – храмы Всевышнего Бога, когда бываем добродетельны. Таким образом, правильно пишется, что ангел воспретил человеку воздавать ему поклонение, подобающее только единому Господу, под властью Которого сам ангел есть только сослужитель человека”.
Тертуллиан (III век), "Об идолопоклонстве”:
"Идолопоклонство умеет прятаться, притворяться тысячью способов, чтобы только совратить с пути служителей Божиих. Большая часть людей полагают, что тот только идолопоклонник, кто ходит в языческие храмы для курения фимиама, кто приносит там жертвы и делает возлияния или кто сам жрец”.

К истинному поклонению Богу
По мере того, как слабеет вера в невидимое, растет потребность в поклонении видимому. Почему люди часто не удовлетворяются служением и молитвами Самому Богу? Потому что не верят, что эти молитвы Бог выслушает. Они ищут "посредников”, "заступников” и "ходатаев” перед Богом, что противоречит Священному Писанию и Отцам Церкви.
"Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус”. "Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника” (Библия, 1 Тимофею 2:5; 1 Иоанна 2:1).
Иисус Христос является нашим Искупителем и Ходатаем. Нет других посредников и ходатаев между нами и Богом, о чём говорит Библия и отцы Церкви.
Человек ограничен в своих возможностях и действиях – как при жизни, так и после смерти. Может ли человек, каким бы святым он ни был, слышать сотни тысяч просьб одновременно? А находиться одновременно в разных местах? Это возможно только Всемогущему и Вездесущему Богу.
Для тех, кто не побоялся разобраться с историческими и библейскими фактами и решил этот вопрос лично для себя, безосновательность поклонения иконам не подлежит никакому сомнению, а отказ от него является вполне логичным, разумным актом.


Категория: Проповеди и статьи | Добавил: Tork (16.01.2010)
Просмотров: 5393 | Теги: иконы, проповеди | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]