Люди часто говорят: «Мне трудно молиться. По-моему, мои молитвы не поднимаются выше потолка». Иногда это действительно так. В жизни существуют препятствия, которые действительно могут мешать нашим молитвам. Некоторые обстоятельства даже являются причиной разрыва нашего общения с Богом. Молитва . это сокровенное единение с Господом, это то, что позволяет нам войти в Его присутствие. Поэтому все, что прерывает наши отношения с Богом, является препятствием к молитве. Многие молитвы малозначительны или вовсе не имеют никакого значения. Я когда-то молился: «Господи, помоги нам выиграть этот футбольный матч». Или: «Боже, помоги мне сдать этот экзамен». Смысл моей молитвы заключался в получении ограниченной выгоды для себя. Уверен, что люди молятся по-настоящему, когда у них несчастье. Большая часть христиан не знает чудодейственной красоты молитвы. Почему в наших церквах так мало молитвы? Что случилось с традиционными молитвенными общениями? Почему христианство в Западном мире потеряло свою силу в распространении Слова Христова? На эти вопросы есть много ответов. Однако одна причина недостаточности духовной силы церкви . это отсутствие действенной молитвы. Нам следует устранить все препятствия, мешающие молиться, если мы жаждем возрождения. Слово Божие показывает нам эти препятствия к действенной и сильной молитве. РЕЛИГИЯ БЕЗ ОБЩЕНИЯ С БОГОМ Религия без общения с Богом мешает осознать истинное значение молитвы. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6). Многие церкви наполнены приверженцами религии, но они не имеют тесного общения с Отцом. Такое общение приходит только через личную веру в Иисуса Христа. Книжники и фарисеи молились часто. Хотя они были очень религиозные люди, у них не было личного общения с Богом. Для них молитва была только религиозной обязанностью, долгом. Для них она не была средством войти в присутствие Отца; она была для них обязанностью. Не признав Иисуса Христа своим Мессией, они никогда не могли понять значение молитвы. Я многие годы был членом церкви, но не имел личного общения с Отцом через Иисуса Христа. В результате этого молитва была в тягость. Она не придавала смысла моей жизни. Я пытался заполнить духовную пустоту веселыми вечеринками и алкоголем. Но жизнь моя оставалась пустой. Однажды вечером я осознал, что только в Боге святость и совершенство. Я знал, что слишком далек от Него, и почувствовал нужду в Спасителе. Когда я призвал Христа в свою жизнь, мои грехи были прощены и бремя снято. Я вошел в присутствие Отца в сопровождении Его собственного Сына. С тех пор молитва стала одним из самых волнующих дел в моей жизни. Теперь я могу уходить со своей Библией в лес и в течение часа получать радость личного общения со Всемогущим Богом. За этот час молитвы я испытываю гораздо больше радости, чем за все вечеринки, которые я посетил до того, как принял Спасителя. Только Агнец Божий может взять на Себя наши грехи. Только Он может сделать нас праведными и чистыми и позволить нам доступ к трону Бога. Без личного принятия Бога наша молитва не имеет истинного значения. ГРЕХ Вторым серьезным препятствием к молитве является грех. «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2). Приходя в присутствие Божие, мы всегда учитываем одну замечательную черту Его природы - Его святость. В Боге нет порока. Чистота и грех несовместимы. Если мы желаем общения со Святым Богом, мы должны быть чисты перед Ним. Царь. Давид в псалме 24 спрашивает: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки не повинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно». Только чистый сердцем может войти в Божие присутствие. Несколько лет назад я проповедовал в Южном Иллинойсе. В течение недели многие обратились ко Христу. Но Бог совершал Свою работу и в сердцах верующих. В последний день собраний встал диакон и рассказал о себе следующее: «Когда я впервые приехал в этот город, я был вновь обращенный христианин. Я очень нуждался в работе. Я подал заявление на ту работу, которой занят сейчас. На бланке заявления о приеме на работу было написано, что в случае неправильных сведений о себе меня автоматически уволят. Но я все-таки солгал, говоря о своих профессиональных достоинствах. Мой обман не был обнаружен. Но каждый раз, когда я приступал к молитве, я не мог ничего сказать Богу. Иначе Бог напомнил бы мне о моей лжи. В результате я старался меньше быть с Господом». По лицу говорившего текли слезы, когда он продолжал: «На этой неделе я понял, что мое общение с Небесным Отцом важнее, чем моя работа. Я признался моим наставникам в обмане. Они простили меня и разрешили мне продолжать работу. Но благодарение Богу! Теперь я имею настоящее общение с Ним. Я могу предстать перед Ним с чистой совестью. Молитва стала неотъемлемой частью моей христианской жизни». Мы должны понять, что молитва - это общение с нашим Отцом. Если мы желаем общаться с Ним, то наши руки должны быть чисты, а сердце - искренним. Бога увидят только чистые сердцем. ГОРДОСТЬ Третьим препятствием в действенной молитве является гордость. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Тщательное изучение Библии открывает, что Бог не только ненавидит гордость, но и обещает гордым строгую кару (Пр. 16:18). Если Бог противостоит тому, что находится в нашем сердце, то мы никогда не сможем рассчитывать на общение с Ним. В Евангелии от Луки в 18-й главе Иисус рассказывает притчу о двух молящихся в храме. Бог высоко оценил молитву одного, но не принял молитвы второго. Один молился, превознося себя. Он гордился собственной приверженностью религии. Он был непохож на тех, кто совершал прелюбодеяния, обманывал и обкрадывал других. Он пытался доказать Богу, как велик он был. Но Бог не принял молитвы этого человека, потому что человек этот уверовал только в себя и молился, восхваляя себя. Его молитвы поднимались не выше потолка. Второй человек был совершенно другим. Он терзался от своего греховного состояния. Он бил себя в грудь и плакал, говоря при этом: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Бог услышал его молитву и ответил на нее. Иисус завершает эту историю словами: «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:13,14). Бог ценит молитвы, идущие от смиренного сердца. Гордость заставляет сравнивать себя с другими, чтобы найти кого-нибудь, кто хуже нас. Но смирение смотрит не на человека. Оно смотрит только на Бога. Поэтому молящееся сердце всегда будет смиренным. В тайной комнате молитвы нет места для гордости. НАРУШЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Еще одной причиной для неплодотворной молитвы являются нарушенные взаимоотношения. «Так же и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами... оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петр. 3:7). Многие рассматривают молитву как уход от реальной жизни. Они уверены, что молитва - это нечто мистическое, практически бессмысленное. Они не видят связи между молитвой и общением с Богом. Истинная молитва привлекает наше внимание к природе и характеру Бога. Мы становимся похожими на Него, познавая Его свойства. Выходя из молитвенной комнаты, мы уже способны любить преображенной любовью - любовью Отца. Наша способность любить расширится и углубится. Следовательно, молитва и наши личные отношения с людьми взаимосвязаны. Молитва влияет на наши взаимоотношения, а наши взаимоотношения влияют на способность молиться. Много раз я просил моих жену и детей простить меня. Не могло быть моего гармоничного соприкосновения с Господом, если я был не в ладах с моими близкими. Мы с женой стараемся строить нашу семейную жизнь на принципах Библии. Это означает, что мы никогда не ложимся спать, не помирившись друг с другом. Однажды, несколько лет назад, мы поссорились и не помирились перед сном. Не помню, что было причиной ссоры, но помню, что был уверен, что моя жена была неправа. В ту ночь, когда мы легли спать, жена быстро и крепко заснула, а я долго ворочался без сна с боку на бок. Дух Святой обличал меня в неправильном поведении. Я пытался спорить. Я молился: «Боже, ведь я прав. Она виновата. Почему она спокойно спит, а я чувствую Твое осуждение?» Когда я так мучился, я почувствовал, что не могу быть в мире с Богом и одновременно в ссоре со своей женой. Когда я попросил у нее прощения, мир был восстановлен. Если мы хотим, чтобы Бог слышал наши молитвы, прежде всего мы должны восстановить нарушенные взаимоотношения. Мы не можем общаться с Богом, не поддерживая отношения с нашими братьями и сестрами во Христе. ЗАНЯТОСТЬ Пятым препятствием в молитве является занятость. «Дорожа временем, потому что дни лукавы», - пишет апостол Павел в Послании к ефесянам (5:16). Мы живем в самое захватывающее время. Сейчас на земле столько людей, как никогда прежде. И никогда раньше не было таких широких возможностей для проповеди Евангелия. У нас есть ресурсы. Но есть беспокоящий вопрос: где взять работников для Царствия Божия? Урожай созрел и готов к жатве, но работников мало. Иисус сказал, что решение этой проблемы заключается в молитве (Мф. 9:37-38). Но это влечет за собой другой вопрос: где найти достаточно молящихся верующих? Многие из нас настолько заняты, что остается мало времени для Бога. Мы в своей жизни объяты стремлением взобраться по лестнице успеха, а потом отдохнуть в мягком кресле и развлечься. В наше время есть и не молящаяся церковь. Мы не можем собрать людей на молитвенные собрания, но мы без труда собираем огромные толпы на христианские праздники. Церковные планы полны развлекательными мероприятиями. И для поиска Бога у нас не остается времени. Мы становимся похожими на лаодикийскую церковь. Иисус стучит у дверей, желая войти и вступить в общение с нами. А. Тозер писал: «Много веков церковь энергично выступала против разного рода мирских развлечений, считая их тем, чем они есть на самом деле, бесполезной тратой времени, средством подавления голоса совести, попыткой отвлечь внимание от моральной ответственности. Она позволила сынам века сего злоупотреблять ею. Но в последнее время церковь устала от оскорблений и отошла от борьбы. Кажется, она решила, что если невозможно победить сильного бога Развлечение, то лучше объединиться с ним, чтобы извлечь как можно больше пользы за счет его могущества». Однажды на радио меня попросили объяснить различие между западной церковью и церковью в Румынии. Мой ответ был прост. Различие состоит в способе привлечения людей. На Западе можно собрать тысячи людей на концерт христианской музыки, или в христианский класс аэробики, или для решения каких-то социальных вопросов. Но наши молитвенные собрания пусты. В Румынии же нет христианских концертов. И верующие не собираются для гимнастики. Нет и светских вечеров. Молитвенные же собрания там переполнены. В румынских церквах нет графика развлечений, где для Иисуса не остается места. Их график предназначен для служения Богу и полностью заполнен Им. Существует большая потребность в христианах, жизнь которых и распорядок церковных дел отданы Богу и в жизни которых Он занимает первое место. СЕБЯЛЮБИЕ Последним важным препятствием к полноценной молитве является себялюбие (эгоизм). «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Молитва - это подчинение нашей жизни воле Божией. Как же можно принести свои эгоистические желания и действия к трону Божию и ожидать Его благословения? Одна из величайших проблем состоит в том, что наше поколение христиан весьма эгоистично. Изучив мирские приемы, мы пытаемся сочетать их с приемами Божиими. Многие - даже с добрыми намерениями - христиане начинают свое служение, не посоветовавшись с Небесным Отцом. Техника сбора средств и привлечения масс рассматриваются как служение Господу. Часто все идет нормально, пока мы действуем в рамках человеческих возможностей. Далее мы вдруг начинаем горячо молиться о Божией помощи. Но Бог не дает ответа. Он ведь не принимал участия в самонадеянных наших делах. И мы не спрашивали Бога, когда начинали их. Так и теперь Он не хочет иметь с этим ничего общего. Небесные окна открыты для молитвы, угодной воле Господа, а не человека. А. Тозер призывает нас заглянуть в наши сердца и посмотреть мотивы, которыми мы руководствуемся, когда молимся: «Мы попадаем в беду тогда, когда мы будем отождествлять Божию волю со своей собственной. Если в ткань своей жизни мы вплетаем нити собственных эгоистических намерений, мы мгновенно ощущаем противодействие извне. Сочетая свое религиозное действие с волей Бога и думая об этом как о чем-то едином, я могу почувствовать помехи в моей религиозной жизни. Иисус - наш образец в молитве.Он открыл нам секрет Своей столь могучей молитвенной жизни: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). Иисус никогда не творил чудес по Своей собственной воле и не приступал к служению по Своему собственному желанию. Он только исполнял волю Отца. Он умел объективно слушать, и, когда Отец говорил, Он действовал. Для Иисуса молитва - это не представление Отцу списка того, чего бы Он хотел. Молитва для Него значила - спокойно слушать повеление Отца. И тогда Иисус верил, что Отец даст Ему силы выполнить все распоряжения Своей воли. В результате освободились силы Небесные и хромые ходили, слепые видели, мертвые воскресали, находившиеся в заточении освобождались. Сын был в гармонии с Отцом. Устраним же любое препятствие, мешающее нам пребывать в такой же гармонии с Отцом. Есть народы, которые надо привести ко Христу. Есть души, которые надо спасти, есть сердца, которые надо исцелить. Мы не должны позволить этому поколению дальше спускаться по дороге в ад. Присоединимся же к апостолу Павлу, говоря: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12:1-2).
|